Газета "Ежедневные Новости" WAPRSSPDAЭкспортРассылкаКурсы валютПрогноз погоды во Владивостоке

Старая версия сайта, обновление которой закончилось 31 июля 2007 года — №55(2185)

ПоискАрхивДосье "Н"В темуОбсужденияГостевая книгаРекламные услугиФотоWAP/RSS/PalmЭкспортО газетеТВ программаО газете

Архив

Общество[АРХИВ] 31 августа 2004 года 

Не так ищете!

Дата публикации: 31 августа 2004 года 

Гидрографическое судно "Дмитрий Лаптев" у косы Двух пилотов на Чукотке перед выходом в поиск затонувшего "Челюскина"

Арктическая подводная экспедиция "Челюскин-70" состоялась, но тайну гибели затонувшего парохода она не раскрыла. Да и была ли тайна? Вопросов и загадок стало ещё больше

Егор Шилов

"Обнаружен объект..."

На прошлой неделе руководители обнародовали официальный отчет. Впрочем, на этот раз получилась гораздо меньшая сенсация, чем сам факт организации и подготовки экспедиции: пароход вроде бы нашли, а вроде бы и нет... Цитируем.

"В ходе экспедиции были обследованы все известные по официальным и неофициальным источникам ВМФ РФ, службы гидрографии РФ, экспедиций предыдущих лет и собственных исследований предыдущего года точки предполагаемого нахождения затонувшего парохода "Челюскин" в Чукотском море.

Гидрологи на "Дмитрии Лаптеве" берут пробу грунта в нескольких десятках метрах к западу от корпуса затонувшего "Челюскина". Тогда ковш достал со дна ещё и какую-то ржавую гайку. 13 сентября 1989 года
Гидрологи на "Дмитрии Лаптеве" берут пробу грунта в нескольких десятках метрах к западу от корпуса затонувшего "Челюскина". Тогда ковш достал со дна ещё и какую-то ржавую гайку. 13 сентября 1989 года

Исследования проводились в квадрате со стороной 5 км, в который попали все точки предполагаемого нахождения судна. Чтобы исключить возможности пройти мимо объекта поиска, профилирования сонаром, профилографом и эхолотом проводились с перекрытием. На одной из точек была получена устойчивая картинка, отражающая объект, находящийся глубоко в донных отложениях и по размерам соответствующий "Челюскину". Исследования дна в этой точке, проведенные с помощью телеуправляемого робота TSL "Морской лев" и водолазами, показали: чтобы добраться до выявленного объекта и установить его происхождение, необходимо проводить подводные работы по удалению слоя донных отложений.

    По результатам исследований можно сделать следующие выводы:
  1. Найден объект в донных отложениях, напоминающий по форме объект поиска. Требуются дополнительные подводные работы по идентификации объекта.
  2. Так как объект поиска может находиться и за пределами квадрата поиска, необходимо увеличить площадь поиска с учетом полученных данных и провести в сезон 2005 года профилирование этого района сонаром и магнитометром.
    Кроме того, по результатам экспедиции можно предположить следующее:
  • данные, полученные экспедициями к "Челюскину" прошлых лет, не соответствуют действительности. На сегодняшний день не существует документальных и вещественных доказательств того, что кто-либо видел судно. В точках, координаты которых приводят другие экспедиции, ничего нет;
  • возможно, в момент катастрофы произошло сильное разрушение судна (взрыв парового котла, повреждения корпуса льдом). Это привело к тому, что остатки судна за 40-50 лет полностью ушли в илистые донные отложения;
  • затонувший "Челюскин" находиться вообще в другом месте, и найти его можно лишь после значительного увеличения района поиска.

Начальник экспедиции Алексей Михайлов, Роман Ахмедов, PR-Premier Mix-Marketing Communications Group."

То есть и получается: вроде бы нашли, а может, и нет, нужны дополнительные исследования и новая экспедиция. И такой результат - разумеется, тоже результат, тем более речь идет о научной экспедиции. Но есть и другое мнение.

Дилетантство и шарлатанство?

На днях американская телевизионная корпорация IPV News USA, занимающаяся съемками фильмов в экстремальных природных условиях, сделала официальное сообщение. По мнению компании, отчет PR-Premier Mix-Marketing Communications Group, появившийся в прессе, "представляет собой наукообразную дезинформацию российской и мировой общественности".

Сергей Мельникофф
Сергей Мельникофф

Вот что говорит президент компании, Сергей Мельникофф, академик Международной калифорнийской академии наук, индустрии и искусств при ЮНЕСКО, действительный член Национального географического общества США, утверждающий, что побывал на затонувшем "Челюскине" еще в 1989 году:

- Михайлов утверждает, что они с перекрытиями обследовали все районы эхолокацией. А вот Сергей Куклев, корреспондент журнала "Русский Newsweek" и участник экспедиции "Челюскин-70", написал мне буквально следующее: "Неудача нынешней экспедиции, как мне кажется, связана с отсутствием хорошего гидрографического оборудования. Сонар на "Академике Лаврентьеве" не выдерживал никакой критики, а на подводном роботе была установлена лишь видеокамера. Естественно, искать корабль с помощью видеоглазка - задача, сравнимая с поисками иголки в стоге сена..."

Могу добавить, что на эхограмме никакой "чечевичный" предмет вместо 100-метрового парохода ты не увидишь. Это мог быть обломок или артефакт упавший с палубы - их там вокруг много валяется. А наехав на громаду, лежащую ниже тебя лишь на 40 метров, ты получишь просто высокий пик на дисплее, так как луч видит лишь фрагмент громадного корпуса. Он что, с Марса сканирование проводил?.. Пароход "Челюскин" имеет длину в 102 метра и высоту корпуса 11 метров. Судно лежит на совершенно ровном донном ложе, покрытом мелкодисперсным илом с толщиной отложений в 2,5-3 метра. Это хорошо видно на любой эхограмме. По Михайлову, получается, что на глубине 50 метров (точные данные - 48,5 м.) лежит металлическая стометровая конструкция, зарывшаяся в слой трехметрового ила... Или у меня плохо с образованием, или я имею дело с шарлатанами, которые не могут читать данные обыкновенного эхолота. А гидрогеолога на "лучшем судне Академии наук" случайно не оказалось?.. Куда исчезли люди, которые априори знают, что на шельфе арктических морей скала - это как инопланетный корабль в Тунгуске!

По просьбе "Н" г-н Мельникофф описал свое видение ситуации, связанной с поисками "Челюскина". Сегодня мы публикуем его материал "К вопросу о находке "Челюскина", размещенный также на сайте компании IPV News USA по адресу http://www.ipvnews.com/rus/articles/cheluskin.html .

К вопросу о находке «Челюскина»

Не буду повторять хорошо известную историю вопроса. Сразу перейду к злободневным темам новой, только что закончившейся неудачей, поисковой экспедиции Российской Академии Наук и Русского подводного музея.

Где лежит «Челюскин»?

Таким запечатлел Сергей Мельникофф фрагмент трубопровода на "Челюскине" в 1989 году: "Насколько мне известно, это единственная фотография, сделанная на легендарном пароходе после его гибели"
Таким запечатлел Сергей Мельникофф фрагмент трубопровода на "Челюскине" в 1989 году: "Насколько мне известно, это единственная фотография, сделанная на легендарном пароходе после его гибели"

Главной причиной отрицательных результатов предпринятых поисков было объявлено отсутствие у организаторов экспедиции точных координат затонувшего в 1934 году парохода. Позволю себе возразить и привести имевшиеся в распоряжении АН РФ точные координаты п/х «Челюскин», полученные мною в результате недельного поиска на гидрографическом судне «Дмитрий Лаптев» с использованием систем спутниковой ориентации «Магнавокс» и военной системы «Марс»: 68° 18' 05" 688 северной широты и 172° 49' 40" 857 западной долготы. Имея такие цифры, не бросайте там якорей! Это координаты с точностью до одного метра.

Информацию может подтвердить тогдашний капитан «Дмитрия Лаптева» Борис Кравцов и начальник прыгающих парашютных отрядов на дрейфующие полярные станции (СП), легендарный полярник Чирийкин Александр Вольфович (он присутствовал при поиске и моём погружении на «Челюскин»). Благодаря лично ему и был организован этот поиск. (Их домашние адреса я передаю в распоряжение редакции газеты). В 1989 году в экспедиции присутствовали фотокорреспондент газеты «Труд» (фамилию, к сожалению, за давностью лет, я забыл) и журналист Вадим Найман из Хабаровской молодёжной газеты «Молодой Дальневосточник», которая посвятила этим поискам несколько газетных разворотов. Вадим тогда описал каждый шаг нашей экспедиции. В редакции всю эту «эпопею» должны хорошо помнить.

Тайна полишинеля

Относительно «загадок», которые Академия Наук РФ и Русский подводный музей сами себе загадали:

Загадка №1 - как и почему затонул «Челюскин»?

Существует документальный фильм, снятый оператором А. Шафраном. Вот его рассказ, приведённый в монографии «Поход Челюскина» изданной в 1934 году изданием редакции «Правда» тиражом в 100 тысяч экземпляров:

«Снимать всё труднее, аппарат стынет, ручка еле вращается. Приходится крутить, прилагая всю свою силу. Камера дёргается на штативе. ... Снимаю последний момент. Корма приподнимается, показывает руль и винт, из трюмов вырывается столб чёрно угольной пыли. Через несколько секунд судна уже нет.»

В отношении «тайны» гибели «Челюскина», всё предельно ясно сказано в телеграмме начальника экспедиции в Кремль лично Иосифу Сталину:

«Полярное море, 14 февраля (передано по радио). 13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов. Начальник экспедиции Шмидт.»

Вряд ли Шмид стал бы врать самому «Отцу народов».

Загадка №2 - вопрос поиска судового журнала в каюте капитана Воронина на затонувшем судне.

В отношении фантазии о поиске судового журнала, приведу цитату из рассказа (читай - доклада) штурмана парохода М. Маркова (источник тот же):

«В штурманской три помощника укладывают на стол ценные навигационные приборы. Мрачно, неприветливо и здесь. Стены опустели. На одной из них - ненужный теперь хронометр, а на другой - судовые часы невозмутимо продолжают свой ход времени... Выношу свёрток с судовыми журналами и приборы. Хронометр требует аккуратного обращения...»

«Челюскин» тонул так долго, что с него не только судовые документы сняли (а без них штурману и капитану оставлять гибнущее судно не положено по уставу!), но сгрузили и самолёт, и уголь, и доски... Не там ищите, господа исследователи. Загляните в архивы института Арктики и Антарктики - журнал на полке пылится.

Загадка №3 - единственно стоящая

Зачем понадобилось использовать дорогостоящий прибор, рассчитанный на работу на километровых глубинах там, где и 50 метров нет? Его бы да на затонувший «Курск» вовремя привезти, раз он имеется у флота в наличии... Испытывать телекамеру в воде с сантиметровой прозрачностью - затея совершенно дурацкая. А про прозрачность в справочнике гидрологическом прочитать надобно было. Да и в лоции Чукотского моря, что на полке у капитана любого судна стоит, про это тоже немало сказано.

Резюме: организовали с дилетантами во главе, супердорогую морскую экспедицию с целью «зарисовать» «новейший, не имеющий в мировой практике, глубоководный телеуправляемый робот». Позвольте вам заметить, что это - враньё! Я видел фото «новейшего и не имеющего аналогов в мировой практике» устройства. Банальная, управляемая по кабелю, телеторпеда. Кабель длиной в шесть километров?!!! Почему бы Русскому подводному музею не организовать следующую экспедицию прямо в глубины морей Марса?! А что, круто будет! Я полечу! То есть, извините, нырну...

Почему он утонул?

Итак, почему утонул «Челюскин»? Предлагаю в решении этого таинственного вопроса отослать Академию Наук к учебнику по физике Я. Перельмана («Занимательная физика» том 2, М., «Наука», 1982 г.) В этой умной книге, на стр. 40, есть глава под названием: «Физическая причина катастрофы «Челюскина». В ней, автор подробно (учебник то для школяров), описывает физические константы трения о лёд и анализирует в цифрах сакраментальный для современной академической среды вопрос «почему ушёл под воду пароход «Челюскин».

Подводный PR

Теперь про вселенский звон от новой экспедиции. Звон с самого начала стоял такой, что сайты «горели» от перегрузки. Тут тебе и тайная причина утонувшего парохода, и «забытый» на судне судовой журнал (будем искать хотя бы обложку!), и «глубоководный» телеуправляемый «робот», и съёмки фильма в воде, которая как знает любой чукча, в это время года «цветёт» и её прозрачность равняется сантиметрам... Ну и ещё много всякого вымысла. Такое впечатление (или оно не обманывает меня?), что поиском занимаются виртуально. Прямо на новостийных сайтах. И не учёный люд, а безграмотные бродяги. Куда подевалась честь и достоинство первопроходцев? Куда исчезли люди, которые априори знают, что на шельфе арктических морей скала - это как инопланетный корабль в Тунгуске! Прочитав это сообщение с «ленты.ру», можно сказать словами российского министра обороны, высказанных на его встрече с грузинским коллегой: «Бред сивой кобылы».

«...Вероятность того, что это «Челюскин», очень большая, потому что «объект находится в той точке, где он, скорее всего, и должен был находиться», сказал руководитель экспедиции Алексей Михайлов». Или журналисты своевольничают, цитируя начальника поисковой экспедиции, или ущипните меня за нос. Но, продолжим. По его словам (Михайлова), «...с помощью гидролокатора и телеуправляемого подводного аппарата TSL был найден объект, по размерам совпадающий с «Челюскиным», но находящийся глубоко под слоем донных отложений».

Я держался рукой за один из трубопроводов на «Челюскине» 15 лет назад (13 сентября 1989 года). Одет был в гидрокостюм «Садко» и за спиной у меня находился простецкий акваланг «Украина-2», предназначенный для спортивного подводного плавания. Правда, искать его мне помогал громадный гидрограф «Дмитрий Лаптев», управляемый многоопытным Кравцовым. При этом, мы затратили на поиск объекта полную неделю!

Пароход «Челюскин» имеет длину в 102 метра и высоту корпуса 11 метров. Судно лежит на совершенно ровном донном ложе, покрытом мелкодисперсным илом с толщиной отложений в 2,5 -3 метра. Это хорошо видно на любой эхограмме. По Михайлову получается, что на глубине 50 метров (точные данные 48,5 м.) лежит металлическая стометровая конструкция, зарывшаяся в слой трехметрового ила...

Первый канал Российского ТВ: Алексей Михайлов, руководитель экспедиции «Челюскин»: «Мы изучили, этот район, ничего не обнаружили, за исключением, как я уже говорил, того самого затемнения ниже поверхности дна, и возможно это «Челюскин».

Или у меня плохо с образованием, или я имею дело с шарлатанами, которые не могут читать данные обыкновенного эхолота. А гидрогеолога на «лучшем судне Академии Наук», случайно, не оказалось? В такой то ответственной экспедиции и одни пионеры! Хоть чукчи правду написать не побоялись - не нашли то, что искали. Не нашли и точка. А по каким причинам - это вам, господа супероснащённые исследователи, виднее самим.

Кому это было нужно?

Не думаю, что идея Михайлова списать всё на «выскочек» журналистов, якобы поторопившихся «слить» сенсационный материал о уже найденном пароходе, является спасительной. Пишущая братия, может быть материал и заготовила заранее, только вот «слить» его в центральные СМИ без «отмашки» начальника экспедиции - это уже перебор. За такое своеволье у меня можно и за бортом поплавать. Речь идёт не об улыбке кока на камбузе, а о цели всего предприятия! Кем же там выступал начальник - школяром или собутыльником? Вы отдаёте себе отчёт в том, что такое руководитель морского похода в плавании? На судне по должности, он постарше самого капитана будет. Потому, как менно он отдаёт приказы капитану!

«Проколов» в громко разрекламированной экспедиции слишком много чтобы не понять, что её организовывали дилетанты. Запланированные три дня на поиск и подводные работы на объекте в центре Чукотского моря - уже этот факт говорит сам за себя. Трещать, трещать, и ещё раз трещать - вот лейтмотив этой «патриотической» акции. Когда я читал сообщения СМИ, меня не покидало чувство, что время вернулось вспять на 30 лет назад, когда всем заправляла организация сама себя называвшая «умом, честью и совестью народа».

Главный мой вывод таков: вся эта трескотня - есть зеркальное отражение «героического» прошлого образца 1934 года. Когда наградили орденом капитана, утопившего собственный пароход!

И не Михайлов автор этого проекта. Мне доподлинно известно, что никакому музею не под силу получить во фрахт океанское поисковое судно, военный подводный поисковый аппарат, пригласить группу иностранных водолазов (цитирую русские СМИ) и поехать искать затонувший пароход, поверив на слово американцу, опубликовавшему на своём же сайте его координаты.

Москва ещё раз решила воспрянуть советским духом? Дзержинского поднять с земли может и рановато, а вот гимн вернули, флаг вернули, звёздочку тоже. Пора и за непреходящие патриотические «ценности» браться.

Может я не прав. Может Чукотский округ, поистратив деньги на футбольные клубы, решил привлечь туристов. Дело благое. Я даже в нём согласен помочь и поучаствовать. О чём и довожу до сведения администрации округа:

Я готов принять участие в поисковой экспедиции 2005 года, если таковая состоится и если последует официальное приглашение от её организаторов. Более того, телекорпорация IPV News USA, президентом которой я являюсь, предоставит современную водолазную аппаратуру, подводные буксировщики и подводные телекамеры способные «видеть» в мутной воде.

Как был найден «Челюскин»

Как я уже писал, «Челюскин» был найден в результате планомерного недельного поиска галсами, с использованием гидролокатора бокового обзора и судового эхолота на одном. Приведу отрывок из моего же рассказа написанного по горячим следам в той его части, которая касается поиска и обнаружения затонувшего парохода.

Судьба распорядилась так, что мы «наехали» на искомый объект сразу по прибытию в район поисков. «Дмитрий Лаптев» вошёл в «лист карты» и в ходовой рубке я включил для прогрева эхолот. А через минут пять, его перо вздрогнуло и стало безудержно подниматься, нарисовав высоченный пик. Я возопил на всю рубку: - Вот он!

Чирийкин со скепсисом на лице, укоризненно качая головой подошёл к прибору, но увидев такую высокую «гору» поддержал мой энтузиазм: - Надо же, с первого раза попали в десятку!

Однако, пока «Лаптев» разворачивался, пока мы награждали друг друга тумаками по спинам, «Челюскин» как испарился. 10 часов мы прочёсывали район то расширяющимися, то сужающимися кругами, но тщетно... Легендарный пароход как в воду канул. ГС «Дмитрий Лаптев» должен был везти грузы на остров Врангеля и Кравцов приказал поставить буй и продолжать выполнять походное задание. Вернулись мы лишь через семь суток, побывав в ледяном плену в бухте Роджерс.

Поставленный буй обнаружили стразу, а вот «Челюскин» искали галсами ещё несколько суток. Из двух локаторов бокового обзора у нас работал лишь тот, что был по левому борту и мы «крутили» ГС (гидрографическое судно - примечание автора) по планшету так, чтобы предполагаемый объект оказался по левому галсу.

После нескольких дней безуспешного поиска, Кравцов дал мне последнюю ночь и уже под утро, померив промежуток между галсами на планшете, я догадался, что мы ходим вдоль затонувшего судна, пропуская его в «мёртвую» зону.

Нужно пройти район галсами, перпендикулярными к старым. На это уйдёт ещё пять-шесть часов, но если повезёт, можно найти быстрее. Перепрыгивая через две ступеньки, я помчался наверх.

Ещё через два часа на эхограмме обозначился первый небольшой холмик. Высота его - метра два, плюс слой ила. Итого, четыре. Но на обратном галсе - опять ничего. Прошло полчаса. Наконец перо вздрогнуло и стало рисовать что-то длинное, приподнятое над дном. Потом пошёл уже целый ряд холмов. Это могли быть крупные обломки корабельных надстроек или части разбросанного палубного груза. На пароходе было множество разнообразных предметов, в том числе и сборные домики для полярной станции на острове Врангеля.

Я обернулся к штурману: - На следующем галсе найдём, вижу крупные обломки.

Перо на приборе уверенно пошло вверх. Пик получился не такой грандиозный, как в первый раз, но всё же приличный. Мы развернулись и для уверенности ещё раз прошли над этим местом.

На обоих «Магнавоксах» светились точные координаты: 68° 18' 05" 688 северной широты и 172° 49' 40" 857 западной долготы. «Марс» подтверждал их с меньшей уверенностью, но и его калибровка была вполне удовлетворительной, чтобы видеть, что это Западное полушарие.

Новые координаты сильно отличались от тех, что были проставлены на карте лежащей в штурманской, но находящаяся под нами громада могла быть только большим кораблем. По карте здесь нет никаких других затонувших судов.

Я подсчитал клеточки на эхограмме. Глубина составляет 48,5 метра. Вершина пика- 37,5 метра. На долю судна остаётся 11 метров. Это «Челюскин»!

Гидрограф «Дмитрий Лаптев» в свободном поиске нашёл точное местоположение затонувшего почти пятьдесят лет назад парохода. По существующим правилам, капитан должен будет донести новые координаты в Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны СССР, чтобы изменения внесли во все навигационные карты и справочники.

Повеселевшая команда, возбуждённо переговариваясь, стремилась попасть на мостик. Всем хотелось посмотреть на место, покрытое тяжёлыми серыми волнами, и на эхограмму, которая беспристрастно свидетельствовала - мы раз за разом проходим над поверженным льдами «Челюскиным».

«Лаптев» замедлил ход до «самого малого» и боцман на баке приготовился отдать якоря. Капитан рассчитывал сделать это метрах в ста по ветру от затонувшего судна, чтобы нас снесло прямо на него. Бросать якоря непосредственно около «Челюскина» Кравцов опасался, справедливо полагая, что таким образом можно потерять не только их, но и репутацию.

Я тоже волновался, но по другим соображениям. Если удастся встать точно над судном, то нырять с устойчивой палубы, пользуясь спущенным до воды парадным трапом, будет много проще, чем погружаться с пляшущей на волнах шлюпки.

Но, несмотря на все ухищрения капитана и боцмана, «Лаптев» никак не хотел оставаться на этом месте. В конце концов, по выражению техников, - у «Магнавоксов» закружилась голова от непрерывного маневрирования и, боясь потерять «Челюскин», капитан прекратил дальнейшие попытки облегчить мне погружение.

Стоя на двух якорях, «Дмитрий Лаптев» представлял собой небольшой твёрдый островок посредине моря. Крупная зыбь почти не раскачивала судно, но к вечеру погода могла испортиться, волнение перейти в штормовое и нужно было торопиться.

В рубке на новом планшете уже обозначили ГС, затонувший пароход и сброшенный десять дней назад буй - мы промахнулись всего на двести метров. «Челюскин» лежал слева по носу, по курсу 150°.

Гидрологи успели сделать замеры и сообщить, что в поверхностном слое температура воды вполне летняя - +1 °C, а на глубине, после солевого скачка, меня ждёт ?1,5 °C. Потом они вывалили за борт громадный ковш для забора грунта, который вскоре принёс нам десятка два килограммов чёрного, мелкодисперсного ила, мелких офиур (животное из класса иглокожих, похожее на морскую звезду со змеевидными лучами) и ржавую железную гайку!

Посмотрев на «летнюю» воду, я пошёл на корму, где боцман готовил моторный бот. Нужно было опять искать «Челюскин», но уже с помощью куда более примитивных средств, чем искусственные спутники Земли.

Два добровольца из команды и журналист молодёжной газеты, вызвавшийся быть летописцем событий, слушали инструкции боцмана.

- Какая там глубина? - увидев меня, спросил боцман.

- Сорок восемь метров, плюс ил.

Боцман сокрушённо вздохнул и принялся отмерять фал от большой новенькой бухты. Он прекрасно понимал, что фал останется на дне моря. Привязав небольшую кошку, которую он тоже пожертвовал из своей кладовой, боцман перебросил готовую снасть в шлюпку и с помощью двух матросов стал вываливать её за борт.

В свою очередь, наказав тралить не глубже сорока метров, чтобы зацепить надстройки судна, а не киль, я начал одеваться для погружения.

Вскоре крики возвестили, что шлюпка за что-то зацепилась. Она, действительно, находилась чуть левее и впереди по курсу ГС.

Неожиданно на нас обрушился рёв мощных двигателей. Над нами прошёл большой четырёхмоторный самолёт. Плотная и низкая облачность прижимала его к самой поверхности моря.

Проскочив мимо, машина стала разворачиваться. Под крылом хорошо был виден длинный, серебристый контейнер с фото и радиоэлектронной аппаратурой. На борту разведывательного «Ориона» красовалась большая белая звезда с голубыми полосами - эмблема военно-воздушных сил Соединённых Штатов.

«Орион, скорее всего, был послан с мыса Барроу, когда американцам надоело рассматривать на дисплеях НОРАД* передаваемую спутником в инфракрасном изображении картинку неизвестного судна, несколько суток подряд крутящегося на одном месте невдалеке от берегов Аляски. Видеть нас через телескоп спутника мешала сплошная облачность.

(*НОРАД - американская система раннего обнаружения запусков баллистических ракет с помощью разведывательных искусственных спутников Земли).

Самолёт пошёл на новый заход. Здесь нейтральные воды - можно летать и плавать кому угодно. В один из моментов, когда «Орион» прошёл совсем низко и можно было даже рассмотреть головы пилотов через остекление кабины, мы приветливо помахали руками. Никто не видел в нём непрошеного гостя.

Когда много лет назад, работая консультантом Пентагона, я попытался найти снимки сделанные в тот день «Орионом», архив ВВС ответил, что они не сохранились. А жаль. Было бы интересно посмотреть на себя со стороны через много-много лет...

Визит на глубину

Убедившись, что кошка зацепилась прочно, и установив второй буй, добровольцы вернулись за мной и двумя опытными страхующими водолазами, оказавшимися весьма кстати, в составе гидробиологической экспедиции.

Страховка при погружениях на такие глубины в одиночку - вещь весьма полезная и хотя я противник всяческих фалов и путающихся концов, сейчас эта мысль казалась вполне здравой. К тому же, можно будет использовать страховочный конец для подъёма сувениров с судна.

Пока под зубодробительный звук небольшого шлюпочного дизеля мы шли к месту погружения, на баке «Лаптева» собрались зрители. У многих в руках были бинокли. Я помахал рукой. Среди моряков и полярников, кто-то держал на руках мою годовалую дочь. Это была её третья экспедиция - совсем недавно мы вернулись с гор Центральной Азии.

Проверяю подачу воздуха из акваланга и одеваю лямки. Сейчас я похож на неуклюжего моржа, вылезшего на сушу - так много на мне одето вещей. Два комплекта белья под костюмом, на руках - толстые перчатки, ноги в длинных, тяжёлых ластах. Кто-то подал мягкий шлем - такой входит в комплект гидрокостюма «Садко» для холодной воды. Наконец, традиционное похлопывание по плечу: «Пошёл».

Подождав набегающую волну, я переворачиваюсь спиной вперёд и плыву к бую. Теперь отвесно уходящий от него в глубину фал станет для меня ходовым концом. Именно так его и называют в водолазном деле.

Перехватывая фал руками и подтягиваясь, я начинаю опускаться. Скоро давление воды обожмёт костюм, выдавит из него избыточный воздух, и если я правильно подобрал свинцовые грузы на поясе, то начнётся свободное парение в глубине.

Холод ещё не чувствуется. Правда, левая перчатка пропускает воду, но я не собираюсь из-за этого возвращаться в шлюпку. К тому же, запасных перчаток там нет.

Глубина быстро нарастает. Проходимость среднего уха у меня всегда была прекрасной и я быстро погружаюсь в полной тишине. Потом, наверху, страхующие скажут, что я «падал камнем» и достиг дна за полторы минуты. В быстром погружении есть ещё одно положительное качество - некогда думать об опасностях, связанных с одиночными спусками на предельную для аквалангистов глубину.

Вода приобрела глубокий сине-зелёный цвет. Мне показалось, что в стороне появилась какая-то тёмная тень, но это лишь игра воображения. Прозрачность, наверху составлявшая около десяти метров, здесь сократилась до двух.

На двадцати метрах я обнаружил слой температурного скачка. Перед маской во все стороны расстилалась чёрная неподвижная поверхность. Будто разлили чернила. Ходовой конец исчезал здесь, как обрезанный. Это, не смешиваясь десятилетиями, соприкасались два слоя воды с различными соленостью и температурой.

Я парил в глубине Чукотского моря, в полном одиночестве. Вспомнилось, что кто-то в шлюпке видел плавники касаток. Покрутил головой - ничего не видно. Правда, специалисты сходятся в том, что эти зубатые киты не нападают на людей, но кто из ихтиологов проверял это в условиях Ледовитого океана? В чёрном глянцевом гидрокостюме и длинных ластах, я сейчас здорово напоминаю тюленя - излюбленное блюдо этих зубатых китов.

Секунду помедлив, я ныряю в «чернила». Прозрачности как не бывало. Еле вижу перчатку на руке. Гидробиологи говорили, что это из-за «цветения» планктона. Что это он не «цветёт» в поверхностном слое? И как я буду здесь фотографировать? Остаётся надеяться, что у дна освещённость может повысится. Но этот эффект наблюдается только, если дно ровное и состоит из песка или светлого ила, отражающего часть проникающего сюда солнечного света.

Стало совсем темно. Уменьшаю скорость спуска - боюсь врезаться во что-нибудь головой. Видимость катастрофически упала, но вместе с тем появилось чувство, что спуск подходит к концу.

А канат всё уходит и уходит в глубину, кажется, что он достаёт до самого дна. И вдруг я понял, что так оно и есть. «Добровольцы» пошли по пути наименьшего сопротивления и при поиске вытравили фал на всю длину.

Воздух из баллонов стал ощутимо плотным. Приходится как бы высасывать каждую новую порцию. Глубоководники называют это явление «механическим вдохом». Голова тоже отяжелела.

Но вот медленно, как проявляющаяся на бумаге фотография, показались переплетения труб. Спускаюсь ещё немного. Отчетливо вижу большой маховик на трубопроводе. Вокруг него обмотался фал, служивший мне ходовым концом, а чуть ниже, за трубу зацепилась боцманская кошка. Это означает, что я нахожусь практически на грунте. Потом это подтвердят страхующие.

На глубине 50 метров запаса воздуха в двух баллонах хватит минут на восемь - сейчас один мой вдох вмещает больше сорока литров воздуха. Плюс минута резервного запаса, предназначенного для всплытия.

Я не боюсь остаться с пустым аппаратом, так как по мере уменьшения глубины и падения внешнего давления, воздух в лёгких непрерывно будет расширяться и, время от времени, я должен буду его выдыхать при подъёме.

Начинаю попытки сфотографировать этот самый трубопровод, что в десятках сантиметров перед моей маской. В руках у меня старый ФЭД-5 в тяжёлом, теоретически водонепроницаемом боксе. Щелчков не слышно. Только по поддатливости курка взвода понимаю, что экспозиция осуществлена. Делаю пять или шесть кадров на разных выдержках, нацеливая объектив камеры на переплетение труб покрытых тонким слоем ила...

К сожалению, воздух в баллонах акваланга, закаченный ещё на Провиденской кислородной станции, оказался, как говорят водолазы, «грязным». Он содержал недопустимо большой процент азота и его порциональное давление на почти 50-метровой глубине поставило меня в смертельную ситуацию. Я потерял сознание. Но, перед этим успел подать страхующим сигнал подъёма. Придя в себя в поверхностном слое, я повторил трехкратное подёргивание страховочного фала, что означает «Аварийный подъём» и меня быстренько выдернули на поверхность, а потом и в шлюпку. Журналист Вадим Найман, бывший в шлюпке, потом писал по этому поводу, что я был похож на рыбу, вытащенную из воды. Наверное, так это и выглядело.

Вопрос приоритета

Напоследок, остановлюсь на мало известных подробностях поиска парохода «Челюскин» в 1974 году. Начальник Михайлов поспешил огульно обвинить безвестных ему людей в фальсификации. Центральное телевидение подхватило этот лейтмотив и разнесло по миру. Ах, как это всё дурно пахнет!

А дело обстояло так.

Магаданский клуб подводного плавания (даже название его я не могу привести в этой статье по понятной ниже причине) организовал экспедицию к «Челюскину» на... подводной лодке. Так как это был клуб военных моряков-подводников. Они пароход успешно нашли и достали множество предметов. Даже сетки и спинки от металлических кроватей стали их уловом.

Сегодня эти люди ничего в оправдание своё сказать не могут. Как им пробиться на страницы СМИ? А за разглашение «военной тайны» в нынешние времена можно и поплатиться. Сидят же в ИЗО и лагерях учёные физики и экологи, почему бы в их компанию не добавить нескольких подводников?

Присяга обязывает участников того далёкого похода держать язык за зубами. К сожалению, нет присяги, обязывающей то же самое делать не в меру говорливых и мало удачливых «начальников экспедиций».

Как человек облечённый властью и ответственностью за жизнь людей, начальник экспедиции ОБЯЗАН думать не столько о способе не замарать собственное лицо, сколько о том, как выглядят в глазах посторонних его подчинённые и коллеги, вкладывающие свою душу в дело поиска и идущие по дороге неизвестности. Иначе, - позор!

Так что нашёл «Челюскин» не я, а безвестные ныне водолазы ВМФ СССР. Я нашёл легендарный пароход «постфактум», для прессы. И как бы не хотелось сказать, «я был первым», придётся скромно довольствоваться вторыми ролями.

Загадка второго парохода

Это всё, что касается вопроса поисков «Челюскина». Теперь попробуем разобраться со жгучей загадкой второго парохода «Пижма», якобы вёзшего «зека».

Касательно лагеря под Певеком. Он там точно есть. Место жуткое. Я его обошёл весь, и сам видел «строения» из сланцевых плит с такими же нарами. Нары из камня в пятидесятиградусные морозы! Известно также и то, что лагеря по Северному морскому пути, если весна была затяжной и караван судов, вёзший уголь запаздывал, вымерзали вместе с зэками и охранниками.

Я бывший политзэк. Кстати, по иронии судьбы, одно из инкриминируемых мне деяний, в официальном обвинительном заключении гласило следующее: «Пытался организовать экспедицию на затонувший пароход «Челюскин» (1979 г.), с целью написания книги и последующего обогащения».

Это не шутка. Это печальный факт. Так что, пароход перевозивший «зэка» вполне мог существовать.

Если кому-либо что-то известно о «Пижме», я прошу его связаться со мной лично. Мой адрес: melnikoff.rem.ipvnews.com

 [3 реплики]

Имя 
E-Mail 
Ваше мнение 
  
 
 
 См. также материалы по темам
[История]: Ошибка! Файл /2007/07/070710pl04[] не найден... Ошибка! Файл /2007/06/070629c16[] не найден... Ошибка! Файл /2007/06/070615c10[] не найден... Ошибка! Файл /2007/06/070608c08[] не найден... Ошибка! Файл /2007/06/070608c01[] не найден... Ошибка! Файл /2007/06/070601c04[] не найден... Ошибка! Файл /2007/05/070508c12[] не найден... Ошибка! Файл /2007/05/070508c02[] не найден... Ошибка! Файл /2007/04/070413c13[] не найден... Ошибка! Файл /2007/04/070403sz01[] не найден...
[Море]: Ошибка! Файл /2007/06/070622tr01[] не найден... Ошибка! Файл /2007/06/070608c07[] не найден... Ошибка! Файл /2007/06/070605c09[] не найден... Ошибка! Файл /2007/06/070605c04[] не найден... Ошибка! Файл /2007/06/070601tr01[] не найден... Ошибка! Файл /2007/05/070525c04[] не найден... Ошибка! Файл /2007/05/070511c03[] не найден... Ошибка! Файл /2007/04/070410pl02[] не найден... Ошибка! Файл /2007/03/070309tr02[] не найден... Ошибка! Файл /2007/03/070309tr01[] не найден...
[Тайны]: Ошибка! Файл /2007/04/070413c22[] не найден... Ошибка! Файл /2005/01/050106c02[] не найден... Ошибка! Файл /2004/09/040910c10[] не найден... Ошибка! Файл /2004/08/040831c01[] не найден... Ошибка! Файл /2004/08/040831cr02[] не найден... Ошибка! Файл /2004/07/040709sz04[] не найден... Ошибка! Файл /2004/02/040206c01[] не найден... Ошибка! Файл /2003/09/030919c03[] не найден... Ошибка! Файл /2003/06/030620c08[] не найден... Ошибка! Файл /2003/06/030620c05[] не найден...

Тема номера: Кругом вода

Обсуждения материалов:
За что судят моего сына? [2]
Гаражи как ось зла [1]
На треке только юниоры [1]
Сын адмирала станет адмиралом [1]
Игра всухую [1]
Курилова голыми руками не возьмешь! [7]
Журналистка "Новостей" - заложница наркомафии [4]

ПоискАрхивДосье "Н"В темуОбсужденияГостевая книгаРекламные услугиФотоWAP/RSS/PalmЭкспортО газетеМатериалы номераОбществоПроисшествия, криминалЭкономикаПолитикаКультураСпортТуризмТВ программа
© "Ежедневные Новости", 1998—2017

При полном или частичном цитировании информации указание названия газеты как источника и работающей ссылки на сайт "Ежедневные Новости" daily.novostivl.ru обязательны.

Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 19-0333 от 7 июня 2007 г. выдано Приморским управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.